(Керн Константин Эдуардович; 11.05.1899, Тула - 11.02.1960, Париж), архим., правосл. богослов, патролог, литургист, церковный историк.
Отец К. происходил из дворянского рода, вскоре после рождения сына был назначен профессором и директором имп. Лесного ин-та в С.-Петербурге, мать - из старообрядцев, «святой жизни женщина» (Зайцев. 1968. С. 313; в рассказе Б. К. Зайцева «Река времен» под именем архим. Андроника описан К.; перу Зайцева принадлежат также воспоминания о К. в сб. «Далекое» (Он же. 1965) и некролог в Вестнике РСХД (Он же. 1960)). Юность К. прошла в С.-Петербурге, где он учился в гимназических классах имп. Александровского лицея. В 1917 г., после закрытия лицея Временным правительством, он поступил на юридический фак-т Московского ун-та. Будучи в Москве, неоднократно присутствовал на заседаниях Поместного Собора 1917-1918 гг., где познакомился с митр. Антонием (Храповицким), к-рый стал его духовным отцом и впосл. оказал на него большое влияние. Ученые занятия К. в ун-те были прерваны гражданской войной. Покинув Россию, К. обосновался в Сербии. Здесь он завершил юридическое образование, окончив в 1922 г. юридический фак-т Белградского ун-та. В 1925 г. окончил богословский фак-т того же ун-та (выпускное сочинение об историческом развитии греч. текста Литургии свт. Иоанна Златоуста, научный руководитель - прот. Лазарь Миркович). Входил в кружок русских студентов богословского факультета (с 1925 братство прп. Серафима Саровского), инициаторами создания к-рого были Н. Н. Афанасьев (впосл. протоиерей), С. С. Безобразов (впосл. еп. Кассиан), Ю. П. Граббе (впосл. еп. Григорий). На собраниях бывали митр. Антоний (Храповицкий), архиеп. Феофан (Быстров), архиеп. Гавриил (Чепур), свт. Николай (Велимирович). К. участвовал в работе первых съездов Русского студенческого христианского движения (1-й - в Пршерове (Пшерове), близ Праги, окт. 1923; 3-й - в русском жен. мон-ре (бывш. Леснинский) в Хопове, Сербия, сент. 1925). По окончании ун-та получил приглашение занять преподавательскую должность в только что открывшемся в Париже Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского, однако от этого приглашения К. отказался и поступил преподавателем литургики, апологетики и греч. языка в ДС св. ап. Иоанна Богослова Сербской Православной Церкви в г. Битоль (Битола, совр. Республика Македония). Преподавание совмещал с исполнением должности помощника инспектора семинарии.
15 апр. 1927 г. принял монашеский постриг в монастыре Введения во храм Пресв. Богородицы в Милькове Браничевской епархии; 17 апр., в праздник Вербного воскресенья, рукоположен митр. Антонием во диакона в храме Патриаршей резиденции в Белграде; в Великий четверг, 21 апр.- во пресвитера. В 1928 г. по возведении в сан архимандрита (7 июля) назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. Одним из результатов его пребывания на Св. земле была монография об архим. Антонине (Капустине), основателе миссии и выдающемся ученом.
В 1931 г. К. вернулся к преподавательской деятельности в Битольской семинарии. В 1936 г. вторично получил приглашение от Свято-Сергиевского ин-та и на этот раз его принял. Он переехал в Париж и стал профессором кафедры пастырского богословия. С 1937 г. преподавал также литургику, с 1942 г.- патрологию. В 1945 г. защитил докт. дис. «Антропология св. Григория Паламы». В 1953 г. по инициативе и под руководством К. в Свято-Сергиевском ин-те собрался 1-й «литургический съезд» с участием специалистов по литургике, принадлежавших к различным христ. конфессиям (впосл. такие съезды проводились в ин-те ежегодно).
В первые годы пребывания в Париже К. служил в храме Покрова Пресв. Богородицы при общежитии для неимущих рус. эмигрантов на ул. Лурмель, устроенном мон. Марией (Скобцовой). Мон. Мария была «полной противоположностью» К. (Зайцев. 1965. С. 72). Проповедуемый ею идеал монашества, ориентированный на социальное служение и помощь бедным, оказался К. чужд: для него монашество в первую очередь связывалось с одиночеством и учеными трудами. По свидетельству митр. Евлогия (Георгиевского), вскоре после прибытия К. на ул. Лурмель между ним и мон. Марией началось взаимное отчуждение, к-рое митрополиту было трудно сглаживать (см.: Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 517).
В 1940 г. К. был назначен митр. Евлогием настоятелем храма св. равноапостольных Константина и Елены в Кламаре под Парижем (домового храма семьи Трубецких). Служение в этом храме К. совмещал с преподаванием в богословском ин-те. Несмотря на то что храм и ин-т находились далеко друг от друга, К. никогда не пропускал лекций и богослужений. В нач. февр. 1960 г. К. заболел воспалением легких и через неск. дней скончался. Отпевание было совершено в кламарской церкви. Похоронен в Кламаре, согласно его завещанию.
Лит. наследие К. весьма разнородно. По замечанию протопр. Александра Шмемана, «своей темы, которой он был бы одержим всю жизнь, своих вопросов, ответу на которые он посвятил бы всего себя, у него не было». Он писал на разные темы, но все они были для него очень «личными»: «Он скорее описывал то, что ему понравилось, что его увлекло, чем анализировал или искал решения проблемы» (Шмеман. 1960. С. 49).
Наиболее значительный труд К.- «Антропология св. Григория Паламы» (1950), за к-рый он был удостоен ученой степени доктора церковных наук. Исследование К. явилось первой в рус. богословской науке монографией, посвященной свт. Григорию Паламе. Более половины объема текста составляет последовательный обзор антропологических воззрений христ. авторов с I по XIV в., что делает этот труд своего рода справочником по святоотеческой антропологии. Учение свт. Григория Паламы рассматривается в контексте всей святоотеческой традиции, с широким использованием античных и неоплатонических источников, прежде всего Платона и Плотина.
Др. фундаментальным сочинением К. является «Евхаристия» (1947). В основу книги положен курс лекций, прочитанный К. в Свято-Сергиевском ин-те. Книга состоит из 2 разделов. В 1-м речь идет об истории евхаристического богослужения с I по VIII в.: об установлении Евхаристии Господом Спасителем, о раннехрист. евхаристиях и агапах, о различных типах литургий, сложившихся на христ. Востоке и Западе. 2-й раздел содержит последовательное и подробное историческое и богословское толкование отдельных элементов Божественной литургии, сопровождающееся многочисленными практическими указаниями для пастырей. Хотя труд К., по его же признанию, носит компилятивный характер (Евхаристия. 1947. С. 21), он свидетельствует не только о глубоком знании автором научной лит-ры и первоисточников, но и о «евхаристическом мировоззрении», «евхаристической настроенности» (Там же. С. 28), к-рые характеризовали самого К. как священнослужителя.
Книга К. «Православное пастырское служение» (1957) является одним из лучших руководств для пастырей, написанных на рус. языке. К. пишет, исходя из собственного опыта пастырского служения. В книге речь идет о духовно-нравственной и интеллектуальной подготовке к священническому служению, о «пастырском призвании» и «пастырском настроении», о хиротонии, об искушениях, подстерегающих священника в его пастырской деятельности, о внешнем виде, поведении, материальном обеспечении и семейной жизни священника. Особый раздел посвящен «душепопечению» - духовному руководству и исповеди.
Книга «Золотой век святоотеческой письменности» (1967) содержит жизнеописания, обзор творений и краткий анализ богословия великих отцов и учителей Церкви IV в.- святителей Афанасия I Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Кирилла I, еп. Иерусалимского, а также Дидима Слепца и прп. Макария Великого. Изложение имеет достаточно выборочный характер: напр., ничего не говорится о прп. Ефреме Сирине, о Евагрии Понтийском, о свт. Амвросии Медиоланском, о свт. Иоанне Златоусте. Обзор воззрений исследуемых авторов иногда не содержит упоминания даже об основных темах их богословского учения. В частности, учению свт. Григория Богослова о Св. Троице посвящено лишь полторы страницы, на к-рых ничего не сказано о пневматологии святителя (его учении о божестве Св. Духа). Тем не менее труд К. полезен в качестве пособия для тех, кто начинают изучать творения св. отцов восточнохрист. Церкви.
Более фундаментальным и подробным является курс лекций К. по доникейской патрологии. Опубликован только 1-й том курса (включающий обзор авторов I-II вв.); 2-й том (посвященный авторам III в., в т. ч. Клименту Александрийскому и Оригену) не издан.
Сб. «Крины молитвенные» (1928) является 1-й книгой К. В ней он касается темы богословского осмысления литургических текстов правосл. Церкви. Основную часть сборника составляет «Шестоднев» - толкование богослужения седмичного круга. В отличие от более поздних трудов К., для к-рых характерен сдержанный тон, сборник проникнут приподнятым, почти восторженным настроением. Автор не скрывает ностальгических чувств по отношению к утерянной родине, «святой Руси»: толкования богослужебных текстов перемежаются с зарисовками из дореволюционной монастырской жизни.
Сб. «Литургика: Гимнография и эортология», вышедший после смерти К. (1964), включает лекции, прочитанные им в Свято-Сергиевском ин-те. Лекции не предназначались для печати, поэтому в них отсутствуют научный аппарат и библиография. Тем не менее в книге немало сведений по истории правосл. гимнографии и христ. праздников. Автор рассматривает все основные жанры богослужебной поэзии (антифон, ипакои, тропарь, кондак, стихира, канон и т. д.), говорит о знаменитых песнописцах, анализирует древние богослужебные уставы.
Церковно-исторический интерес представляет монография К. об архим. Антонине (Капустине) (1934). Книга содержит много сведений о жизни и быте рус. духовенства XIX в., о духовных школах того времени; подробно говорится о возникновении Русской духовной миссии в Иерусалиме и первых десятилетиях ее деятельности. Взгляды архим. Антонина на взаимоотношения между Россией и правосл. Востоком чередуются с размышлениями К. на ту же тему.
Помимо монографий К. принадлежат статьи в рус. эмигрантской печати, а также в зап. научных журналах. В речи «Ангелы, иночество, человечество: К вопросу об ученом монашестве», произнесенной на торжественном акте Свято-Сергиевского ин-та в Париже (8 февр. 1942), К. предпринял попытку богословского осмысления темы ученого монашества. Занимался переводами святоотеческих текстов: в частности, перевел «Главы» и «Гомилии» свт. Григория Паламы (см.: Бобринский. 2000). По заказу редакции католич. ж. «Irénikon» составил на франц. языке путеводитель по рус. переводам творений отцов и учителей Церкви «Les traductions russes des textes patristiques» (1957). В последние годы жизни собирал обширную картотеку всех рус. духовных деятелей с кон. XVIII в. до 1917 г. (хранится в архиве Свято-Сергиевского ин-та). Опубликованы воспоминания К. о митр. Антонии (Храповицком) и об архиеп. Гаврииле (Чепуре). В 2013 г. вышли в свет Иерусалимские дневники К.
Богословскому наследию К. была посвящена конференция в Свято-Сергиевском ин-те (23 сент. 2010), приуроченная к 50-летию со дня его кончины. 29-30 мая 2012 г. состоялась Международная научная конференция «Архимандрит Киприан (Керн) и его время» (Москва - Тула).